Психоанализ

  • Зигмунд Фрейд

    Зигмунд Фрейд

    Мало кто знает, что Зигмунд Фрейд

    в 1930 году получил премию Гёте по

    литературе, а это - дорого стоит.

    Помимо того, что он был гениальным

    ученым, который помог людям открыть

    глаза на то, кто мы есть на самом деле,

    он был еще и одаренным писателем.

    НАЧАЛО ПУТИ

    Сигизмунд (Зигмунд) Шломо Фрейд родился 6 мая в 1856 году в моравском городке Фрайберге в Австро-Венгрии (ныне это город Пршибор, он находится на территории Чехии) в традиционной еврейской семье 40-летнего отца Якуба Фрейда и его 20-летней супруги Амалии Натансон. Он был первенцем у молодой матери. После Зигмунда у Фрейдов с 1858 по 1866 родилось пять дочерей и еще один сын. В 1859 году семья переехала в Лейпциг, а затем в Вену.

    В гимназии Зигмунд проявил лингвистические способности и закончил ее с отличием (первым учеником). В 1873 году поступил в Венский Университет на медицинский факультет, отлично закончил его в 1881 году, проявив склонность к исследовательской деятельности. Необходимость зарабатывать деньги не позволило ему остаться на кафедре. Еще студентом Фрейд работает в Венском физиологическом институте, часами просиживая за микроскопом и изучая устройство нервных клеток животных. Однако впоследствии вакантного места в институте для него не нашлось. Затем Венская больница, где работает врачом, переходя из одного отделения в другое.

    В 1885 году получил звание приват-доцента, и ему была предоставлена стипендия для научной стажировки за границей, после чего он отправился в Париж в клинику Сальпетриер к знаменитому психиатру Ж.М. Шарко, который применял гипноз для лечения психических заболеваний. Практика в клинике Шарко произвели на Фрейда большое впечатление. На его глазах происходило исцеление больных, страдавших преимущественно параличом.

    СТАНОВЛЕНИЕ

    По возвращении из Парижа Фрейд открывает частную практику в Вене. Он сразу решает испробовать гипноз на своих больных. Первый успех был окрыляющим. За первые несколько недель он добился моментального исцеления нескольких больных. По Вене распространился слух, что доктор Фрейд чудотворец. Но вскоре появились и неудачи. Он разочаровался в гипнотической терапии, как в свое время в лекарственной и физической терапии.

    В 1886 году Фрейд вступает в брак с Мартой Бернейс. Впоследствии у них рождается шесть детей - Матильда (1887-1978), Жан Мартин (1889-1967, назван в честь Шарко), Оливер (1891-1969), Эрнст (1892-1970), София (1893-1920) и Анна (1895-1982). Именно Анна стала последовательницей отца, основала детский психоанализ, систематизировала и разрабатывала психоаналитическую теорию, внесла значительный вклад в теорию и практику психоанализа в своих трудах.


    В 1891 году Фрейд переселяется в дом по адресу: Вена IX, Берггассе 19, в котором он жил с семьей и принимал пациентов вплоть до вынужденной эмиграции в июне 1937 года. К этому же году (1891) относится начало разработок Фрейдом совместно с Й. Брейером особого метода гипнотерапии - так называемого катарсического (от греческого katharsis - очищение). Совместно они продолжают изучение истерии и ее лечения при помощи катарсического метода.

    В 1895 году они издают книгу «Исследования по истерии», где впервые говорится о взаимосвязи возникновения невроза с неудовлетворенными влечениями и эмоциями, вытесненными из сознания.

    Фрейда занимает также и другое состояние человеческой психики, сходное с гипнотическим - сновидение. В том же году он открывает основную формулу тайны сновидений: каждое из них - это исполнение желания. Эта мысль так поразила его, что он даже шутливо предложил прибить памятную табличку в том месте, где это произошло.


    Пятью годами позже он изложил эти идеи в своей книге «Толкование сновидений», которую неизменно считал своим лучшим трудом. Развивая свои идеи, Фрейд делает вывод о том, что главная сила, направляющая все поступки, мысли и желания человека - это энергия либидо, то есть сила сексуального влечения. Этой энергией наполнено человеческое бессознательное и потому оно находится в постоянном противоборстве с сознанием - воплощением моральных норм и нравственных устоев. Таким образом, он приходит к описанию иерархической структуры психики, состоящей из трех «уровней»: сознания, предсознательного и бессознательного.

    ОТЕЦ ПСИХОАНАЛИЗА

    Доктору Зигмунду Фрейду, выдающемуся исследователю психической жизни человека, принадлежит особое место. За прошедшее без малого столетие на небосклоне психологии восходили, сменяя друг друга, различные звезды. Но никто не вызывает и поныне такого неугасающего интереса, как Зигмунд Фрейд и его учение. Объясняется это тем, что его работы осветили вечные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее переживаний и комплексов, конфликтов между подспудными сексуальными вожделениями и чувством долга, причин психологических надломов, иллюзорных представлений человека как о себе самом, так и об окружающих.


    Фрейд первым открыл, что под покровом сознания, главного регулятора поведения, скрывается глубинный, кипящий водоворот могучих влечений и желаний, не осознаваемых личностью. Будучи практикующим врачом, он столкнулся с тем, что эти тайные мотивы могут всерьез отяготить жизнь человека и даже стать причиной нервно-психических заболеваний. И Фрейд стал искать средства избавления своих пациентов от конфликтов между их сознанием и бессознательными побуждениями. Так родился метод исцеления души, названный психоанализом - "лечение говорением".

    На Западе психоанализ приобрел огромную популярность. Иметь своего постоянного аналитика считается у большинства столь же естественным, как чистить зубы. Россия в отношении к фрейдизму, как и к целому ряду других "буржуазных веяний", не пошла "впереди планеты всей". Если переводы книг ученого на русский язык выходили до революции и в первые послереволюционные годы, пользуясь популярностью и успехом, то впоследствии их не издавали несколько десятилетий. Фрейдизм был объявлен лженаукой.

    ПРЕИСПОДНЯЯ ПСИХИКИ

    Выдвинув теорию о роли сексуального влечения как главного двигателя поведения людей, Фрейд после Первой мировой войны, столкнувшись с лечением психических травм вчерашних солдат и офицеров, вызванных не сексуальными переживаниями, а ужасами войны, дополнил свою концепцию. Он определил существование влечения, не менее могучего, чем Эрос ("сексуальное"), обозначив его древнегреческим термином Танатос. Это - особое тяготение к смерти, к уничтожению других (а иногда и себя), к разрушению. Таким образом, открыв тайники бессознательного, Фрейд, по его собственному выражению, проник в "преисподнюю психики".


    О фрейдизме опубликованы сотни книг, созданы энциклопедии психоанализа. Альберт Эйнштейн писал 80-летнему Фрейду, что ход его мыслей оказал "огромное воздействие на мировоззрение нашей эры". Термины, введенные Фрейдом - "бессознательное", "либидо", "комплекс", "сублимация" и другие, - вошли не только в словарь любого психотерапевта, но стали обиходными для каждого образованного человека.

    КОНЕЦ ПУТИ

    После прихода нацистов к власти в Германии книги Фрейда жгли на кострах, объявив их "еврейской порнографией". В 1938 году Австрия была захвачена Германией, после чего ее объявили частью Третьего рейха. Престарелому ученому с мировым именем пришлось эмигрировать. Но выпустили его в Англию лишь после того, как греческая принцесса Мария, его друг и бывшая пациентка, внесла гигантский выкуп в размере 20 тысяч фунтов стерлингов. Но дни Фрейда были увы сочтены - у него был рак и он мучился от сильных болей, Фрейд прибег к тому, что в наши дни получило название эфтаназии (добровольная смерть неизлечимого больного).

    И хотя этот путь во многом был трагичен - бедность, предрассудки буржуазного общества, травля антисемитов, разрыв с учителями и друзьями - Зигмунд Фрейд все же стал самим собой и сумел сказать новое слово в науке.

    ТВОРЧЕСКИЕ ТРУДЫ

    В «Исследовании истерии» Фрейд писал также о том, что в основе психических расстройств лежат проблемы, связанные с сексуальностью. За это утверждение Фрейд был исключен из Венского медицинского общества. Врачи, которых он знал по долгим годам работы в городской больнице, переходили на другую сторону улицы, чтобы не здороваться с ним. Его называли то «человеком с грязными мыслями», то «торговцем похотью и порнографией», и, в конечном счете «антихристом».
    Между 1896 и 1900 годами Фрейд начинает анализировать свои сны. Его сновидения явились ключом к пониманию собственного невроза, вызванного подавлением эдипова комплекса. Чтобы осознать этот комплекс, Фрейду понадобилось много лет. Результатом напряженной внутренней работы стал наиболее выдающийся труд ученого «Толкование сновидений» (1900).

     
    Основная мысль работы «Толкование сновидений» заключалась в том, что сновидения – это распахнутое окно, «царская дорога» в бессознательное, позволяющее видеть истинные желания человека. Однако большинство врачей-психиатров проигнорировали книгу. За восемь лет было продано всего 600 экземпляров издания. За свой труд Фрейд получил гонорар в размере 209 долларов. Это объяснялось тем, что, написав «Толкование сновидений», Фрейд создал шокирующий обывателя сонник сексуальной символики.

    Несмотря на поток клеветы и яростные нападки, в период с 1901 по 1905 годы Фрейд опубликовал свои главные труды: «Психология обыденной жизни» (1901), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905). Последней из этих работ Фрейд убеждает читателя, что существует бессознательное, влияющее на характер и ход жизни человека.

    В 1902 году ученый основал кружок «Психологические среды», в 1908 году переименованный в «Венское психоаналитическое общество». Члены общества впоследствии стали известными психоаналитиками. В 1909 году Г. Холл пригласил Фрейда в Университет Кларка (США) читать лекции по введению в психоанализ. Это проложило ученому путь к международному признанию. Фрейд был награжден почетной степенью доктора. Слава его стала настолько велика, что пациенты со всего света записывались к нему на консультации. В возрасте 64 лет Фрейд создал свою теорию об универсальном человеческом инстинкте – стремлении к смерти.


    Наиболее важные книги этого периода:

    «Лекции по введению в психоанализ» (1920),

    «По ту сторону принципа удовольствия» (1920),

    «Я и оно»(1923), «Будущее одной иллюзии» (1927),

    «Недовольство культурой» (1930),

    «Новые лекции по введению в психоанализ» (1933),

    и «Очерк психоанализа» вышедшая уже после смерти ученого в 1940 году.