Чем более странным нам кажется сон, тем более глубокий смысл он несет.
/Зигмунд Фрейд/
В наших сновидениях мы всегда одной ногой в детстве.
/Зигмунд Фрейд/
Сновидение не делает никакого различия между желаемым и реальным.
/Зигмунд Фрейд/
Сновидение - это страж сна, а не его нарушитель.
/Зигмунд Фрейд/
В любом кабинете можно увидеть двух довольно напуганных людей: пациента и психоаналитика. Если этого нет, тогда вообще непонятно, зачем они пытаются выяснить общеизвестные истины.У.Бион
В своих фантазиях по отношению к аналитику пациент находится далеко в прошлом, в начале своей жизни.
/Сюзн Айзекс/
Только тот, кто честен с собой, способен быть честным с другими.
/Эрих Фромм/
Часто, а может быть и всегда, львиная доля бед - результат особенностей нашего собственного развития.
/Карен Хорни/
Человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим.
/Карл Ясперс/
Когда внутренняя ситуация не осознается, она проявляется извне как судьба.
/Карл Юнг/
Бред - это заплата, наложенная на место, где первоначально возник надрыв в отношениях Я к внешнему миру.
/Зигмунд Фрейд/
Потребление алкоголя есть бессознательная попытка самолечения посредством "спаивания" внутренней стражи.
/Шандор Ференци/
Без любви ребенка можно вскормить, но воспитание, лишенное любви и человеческого тепла, никогда не преуспеет в созидании из него самостоятельного человека.
/Дональд Винникот/
Многие родители, которым не удалось реализовать себя в браке, изливают всю свою любовь на детей и тем самым портят им жизнь.
/Валерио Альбесетти/
Вместо того, чтобы прямо и честно взглянуть на свои внутренние проблемы, многие из нас выстраивают иллюзию нахождения решения проблем вне себя – в другом человеке.
/ Карл Роджерс /
Если вы говорите с Богом – вы молитесь; если Бог говорит с вами – у вас шизофрения.
/ Томас Зас /
Знание полагается не только на истину, но и на ошибку.
/ Карл Юнг /
В любом хаосе существует вселенная, в любом расстройстве – тайный порядок.
/ Карл Юнг /
Не тот богат, кто много имеет, а тот, кто много отдает.
/ Эрих Фромм /
Русская психика вознеслась до заключения, что грех явно необходим, чтобы испытать все блаженство милосердия Божьего, и что в основе своей грех – дело богоугодное.
/ Зигмунд Фрейд /
Национальный характер – это конденсат истории народа.
/ Зигмунд Фрейд /
Язык тела - единственный, который не умеет лгать.
/ Джойс МакДугалл /
Гораздо легче бороться за принципы, чем жить согласно им.
/ Альфред Адлер /
Убеждение, что собственное видение реальности является единственной реальностью – самая опасная иллюзия.
/ Пауль Вацлавик /
Полностью избежать
страдания невозможно. Научить
выносить страдание – одно из
основных достижений
психоанализа.
/ Шандор Ференци /
На риск психоанализа идут те, кто заинтересован в нанесении на карту неизвестных континентов своей души.
/ Джойс МакДугал /
Способность давать
и сохранять жизнь ощущается как величайший дар,
поэтому творческая способность вызывает наибольшую зависть.
/ Мелани Кляйн /
Люди более моральны,
чем они думают и гораздо
более аморальны, чем могут
себе вообразить.
/ Зигмунд Фрейд /
Большинство людей в
действительности не хотят
свободы, потому что она пред-
полагает ответственность,
а ответственность большинство людей страшит.
/ Зигмунд Фрейд /
Жизнь – это передающаяся половым путем болезнь со стопроцентной вероятностью летального исхода.
/ Рональд Лэйнг /
Ясное мышление требует мужества, а не интеллекта.
/ Томас Зас /
Список статей
РАЗВИТИЕ КЛЯЙНИАНСКОЙ КОНЦЕПЦИИ -ПОСТКЛЯЙНИАНЦЫ И ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
После вклада Фрейда и классической школы, наиболее значительно представление об Эдиповом комплексе было обогащено Мелани Кляйн, частично ее клиническими наблюдениями за эдиповыми проявлениями у очень маленьких детей, частично ее работами об Эдиповом комплексе и косвенным образом - ее концепцией депрессивной позиции. Дональд Винникотт полагал, что самым важным вкладом Кляйн в психоанализ стала концепция депрессивной позиции, которая, как он писал, "стоит в одном ряду с фрейдовской концепцией Эдипова комплекса". Как пишет современный кляйнианец Р.Бриттон, "... эти две ситуации неразрывно связаны, так что одна не может разрешаться без другой; мы разрешаем Эдипов комплекс путем проработки депрессивной позиции, а депрессивную позицию - прорабатывая Эдипов комплекс".
В 1927 году М.Кляйн выдвинула постулат, что существуют ранние стадии Эдипова конфликта. Проблема определения верной даты появления эдиповых импульсов у ребенка остается в центре внимания аналитиков. Кляйн полагала, что Эдипов комплекс появляется в тот момент, когда маленький ребенок способен постигать родителей как "целостные объекты ", а не частичные. Это раннее образование Эдипова комплекса коррелирует с переходом ребенка из параноидно-шизоидной к депрессивной позиции, которая манифестирует примерно к 4 месяцам жизни ребенка.
Первоначальная Эдипова версия Эдипова комплекса подразумевала исключительно интрапсихическое событие, происходящее в детстве. Многочисленные конфликтные характеристики Эдипова комплекса обозначаются-Эдипов конфликт. Стремление к сексуальному единению, исходящее из Оно, вступает в конфликт с ограничениями, налагаемыми Эго и Супер-Эго, что в итоге приводит к кастрационной тревоге. Существуют конфликты, коренящиеся в антитетических положительных и отрицательных фазах Эдипова комплекса, активных и пассивных целях влечений, мужской и женской идентификациях в фантазиях о сексуальном объединении. Эти конфликты могут питать друг друга.
Софокл описал миф в драме " Царь Эдип ". Этот миф рассказывает о фиванском царе Лае, которому оракул предсказал, что он будет убит своим, еще не рожденным, сыном. Когда царица Иокаста родила сына, царь велел отвезти ребенка в горы и оставить его там, чтобы он погиб. Случилось так, что ребенка нашел пастух и отнес его царю Полибосу, который усыновил мальчика. Эдип вырос и юношей покинул Коринф. На перекрестке дорог он повстречался со своим отцом Лаем. Они поспорили о том, кому пройти первым, в результате чего Эдип убил царя Лая-своего отца.
В 1923 году Фрейд выдвинул предположение, что половое развитие мальчиков и девочек до образования Эдипова комплекса протекает, в основном, одинаково. Таким образом, его исследования, ориентированные практически целиком на мужской пол, стало теперь относиться и к девочкам. С этоой целью, он просто заменил отца на мать, чтобы получить, так называемую, " простую " позитивную форму Эдипова комплекса. Однако, две новые идеи привели его к мысли, что и само развитие, и характеристики и свойства Эдипова комплекса у обоих полов следует строго дифференцировать.
В работе " Я и Оно " Фрейд высказывается по поводу Эдипова комплекса следующим образом: " ... Я полагаю, что мы не ошибемся, если допустим существование полного эдипова комплекса вообще у всех людей, а у невротиков, в особенности. Аналитический опыт обнаруживает затем, что в некоторых случаях та или другая составная часть этого комплекса исчезает,
не оставляя заметных следов; в результате получается ряд, на одном конце которого находится позитивный, на другом конце - обратный, негативный Эдипов комплекс, средние же звенья отображают полную форму комплекса с неодинаковым участием обоих компонентов".
ТЕОРИЯ ВЛЕЧЕНИЙ, ТОПИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
Благодаря собственному самоанализу, анализу сновидений пациентов и своих собственных, работы с истериками, Фрейд пришел к коренному изменению его взглядов на функционирование психического аппарата. Фрейд пришел к выводу, что мнимые "воспоминания" его пациентов о фактических событиях - сексуальном совращении- на самом деле были воображаемым исполнением их желаний.
С клинической точки зрения это означало отказ от гипотезы актуальности сексуального совращения и явного смещения интереса Фрейда к роли сексуальных представлений- желаний, а также осознанных и неосознанных фантазий пациентов об исполнении желаний.
Любое глубокое изучение психоанализа начинается с осмысления работ его основоположника - З.Фрейда и его последователей. Классическая теория неврозов, базирующаяся на теории влечений и теориях психического аппарата, рассматривает Эдипов комплекс, как ядерный конфликт, лежащий в основе всех психоневрозов. Эдипов комплекс датируется возрастом от 2 до 5 лет в развитии ребенка, когда начинают доминировать фаллические генитальные импульсы. Иной точки зрения на дату возникновения, так называемой Эдиповой ситуации, придерживается М.Кляйн и ее последователи, которые тесно увязывают понятие Эдиповой ситуации и Эдипова комплекса, с так называемой, депрессивной позицией. Колебания между шизоидно-параноидной и депрессивной позициями и прохождение Эдипова комплекса, по мнению кляйнеанцев, неразрывно связаны. Прояснению этих двух подходов - фрейдистского и кляйнианского к концепции Эдипова комплекса - и посвящено данное исследование.
ПОГРАНИЧНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Гипотеза исследования данной работы состоит в том, что прояснение концепции пограничного личностного расстройства позволит начинающим психотерапевтам более глубоко понять психические механизмы, лежащие в основе тяжелых личностных расстройств, а также глубже разобраться в психоневротических феноменах, поскольку пограничная патология отражает проблемы лежащие в ранних отношениях между матерью и ребенком, что в дальнейшем определяет способность ребенка разрешать интрапсихические конфликты.
В последнее время в психоаналитической литературе появилось огромное множество работ, посвященных проблеме, так называемых пограничных расстройств личности. Чтобы сориентироваться в современных подходах к данной проблеме, несомненно, следует начать с работ основоположника психоанализа - Зигмунда Фрейда.