Список статей

СУДЬБА ЭДИПОВА КОМПЛЕКСА У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

1.4.Судьба Эдипова комплекса у мальчиков и девочек.

В 1923 году Фрейд выдвинул предположение, что половое развитие мальчиков и девочек до образования Эдипова комплекса протекает, в основном, одинаково. Таким образом, его исследования, ориентированные практически целиком на мужской пол, стало теперь относиться и к девочкам. С этоой целью, он просто заменил отца на мать, чтобы получить, так называемую, " простую " позитивную форму Эдипова комплекса. Однако, две новые идеи привели его к мысли, что и само развитие, и характеристики и свойства Эдипова комплекса у обоих полов следует строго дифференцировать.

Фрейд понял, что развитие либидо у обоих полов проходит фаллическую фазу, в которой мужской орган имеет центральное значение и для мальчика и для девочки. Также Фрейд осознал осознал важность фаллической фазы, в которой и мальчики и девочки в равной мере должны преодолевать различные конфликты. Девочка должна отделиться от матери, чтобы достичь позитивной Эдиповой позиции, которая обычно доминирует у обоих полов.

С точки зрения развития девочка должна сменить первичный объект любви - перейти от матери к отцу, в то время как мальчику необходимо изменить лишь качество отношений к первичному объекту любви. В связи с этим, Фрейд сделал теперь главный акцент на различиях в генезе, отдельных стадиях в развитии и на конечном результате Эдипова развития обоих полов. В соответствии с этим, мальчик вступает в Эдипову фазу, если его парциальные влечения объединились под приматом гениталий, следствием чего сексуальные импульсы по отношению к матери усиливаются, а отец, который теперь воспринимается как соперник, так как стоит на пути удовлетворения этих генитальных импульсов, становится объектом агрессивных драйвов.

Такое положение дел соответствует простому позитивному Эдипову комплексу у мальчиков. Фантазии избавления от отца для того, чтобы занять его место рядом с матерью, приводят к беспокойству и конфликтам, порождаемым страхом возмездия со стороны отца. Учитывая бисексуальную диспозицию, это может привести к уже упоминавшемуся варианту защиты от такого позитивного Эдипова комплекса и бегству в негативный комплекс, где мальчик, идентифицируясь с матерью, ведет себя как девочка, пассивно подчиняясь отцу и ненавидя мать.

Фрейд полагал, что в основе обеих форм комплекса лежат амбивалентные импульсы к родителям, с одновременным страхом потерять свой пенис, который является для мальчика предметом его нарциссической гордости, и в который он влюблен. В позитивном варианте Эдипова комплекса причина кастрационного страха детерминирована, так называемым, законом Талиона- " око за око, зуб за зуб ". В негативной позиции - это идентификация с женщиной, и как следствие, необходимая кастрация. Под давлением кастрационного комплекса, Эдипов комплекс у мальчика должен погибнуть, то есть, должен быть преодолен. Кастрационный комплекс мальчика-это самый важный динамический фактор переработки инцестуозных желаний.

Немаловажную роль в преодолении Эдипова комплекса играют фрустрации из-за невозможности реализовать Эдиповы желания. Фрейд полагал, что следствием этих факторов-страха кастрации и фрустраций, Эдипов комплекс не просто вытесняется, а, в идеале, разрушается, то есть, он уничтожается. Фрейд полагал, что половое развитие девочки протекает гораздо сложнее, чем у мальчиков. Это положение относится так же к возникновению и преодолению Эдипова комплекса.

В работе " Следствия анатомического различия полов " Фрейд выдвинул предположение, что маленький мальчик испытывает кастрационный страх, а маленькая девочка, наоборот, обнаруживает у себя отсутствие пениса (" рану ") между ногами и невозможность мочиться, как мальчик. В результате, с рождения, девочка воспринимает себя «кастрированной», «дефектной». Следствием этого является женский кастрационный комплекс. Так как девочка видит, что она похожа на мать и знает, что она была такой рождена, то она делает мать ответственной за этот дефект, и у нее возникает чувство, что она может получить пенис, только родив собственного ребенка, прежде всего сына.

Таким образом, чтобы достичь наивысшей ступени гетеросексуальных объектных отношений, девочка должна сменить не только первичный объект любви, но и исходно доминировавшую эрогенную зону-зону клитора, как эквивалент пениса, на зону вагины. В противоположность этому, пенис остается для мальчика первичным половым органом, а женщина- первичным сексуальным объектом. В фаллической фазе организации либидо, поэтому, девочке предстоит избавиться от нарциссических обид и унижения, связанных с отсутствием пениса. Именно в этой точке обнаруживается основное различие между мальчиком и девочкой.

У мальчиков, кастрационный комплекс представляет собой важнейшую динамическую силу, позволяющую преодолеть Эдипов комплекс, а у девочки, кастрационный комплекс как раз благоприятствует и является основной динамической силой для развития Эдипова комплекса. Если девочке не удается отказаться от конкуренции с мальчиками из-за отсутствия пениса, то они развивают " комплекс мужественности " и страдают от " зависти к пенису ".Они могут развить агрессивное поведение по отношению к мужчинам, которое часто является следствием этой зависти.

Фрейдовское представление о биологической бисексуальности базируется на гипотезе о том, что мужской и женский пол имеют общее эмбрионально-генитальное происхождение.В процессе развития, однако, мужской орган приобретает более завершенную форму и поэтому воспринимается как более важный.

Мари Бонапарт предположила, что это и есть " ... собственно причина первичных психологических проявлений, таких,как зависть к пенису ". Хелен Дойч утверждала, что женская пассивность есть следствие необходимости добиваться пениса. Эту идею она связала с идеей Фрейда о женском мазохизме-то есть с желанием смириться с триадой: кастрация-насилие- болезненные роды.

Шабнесс показала, что хотя дефлорация(насилие) и роды действительно переживаются как болезненные, но сами по себе феномены боли в биологической жизни женщины нельзя относить к мазохизму в смысле инстинктивной потребности в страдании. Сначала отказ маленькой девочки смириться с отсутствием у нее пениса приводит ее к активной мужской позиции.

В начальной фазе Эдипова комплекса у девочки еще наблюдаются генитальные сексуальные импульсы к матери,то есть она находится в негативной позиции Эдипова комплекса. В 1931 году в работе " О женской сексуальности " Фрейд писал: "...Можно принять во внимание и новый опыт, утверждая, что женщина попадает в нормальную позитивную Эдипову ситуацию только после того, как преодолевает предшествующий период, когда господствовал негативный комплекс. И в самом деле, в этой фазе отец является для девочки не многим больше, чем докучливым соперником, хотя неприязнь к нему никогда не достигает уровня, характерного для мальчика ".Фрейд полагал, что в дальнейшем, либидинозные импульсы девочек отклоняются от своих первоначальных целей и, что мужские побуждения у женщин превращаются в женские способы поведения.

Мари Бонапарт полагала, что и у мужчины и у женщины имеется ранняя пассивная (клоакальная) и поздняя активная(фаллическая) фаза развития, причем в последний период ребенок полностью ориентирован на мать. Но девочка затем вновь вступает в пассивную стадию, в которой она обращена к отцу. Вслед за тем наступает латентный период, в котором, по мнению Мари Бонапарт, существует третья конечная пассивная фаза, характеризующаяся тем, что в своих представлениях девочка приходит к частичному исключению пениса и признает свой вагинальный статус. С похожими представлениями девочка сталкивается когда у нее появляется менструация и в пубертате в целом, которые Хелен Дойч и Рут Бенедек рассматривают, как последнее сопротивление девочки своей женственности и женской роли.

Хелен Дойч полагает, что " процессы психосексуального развития предрасполагают женщину в той или иной ее дуалистической сексуальной функции к патологии ". Предпосылкой к перемещению с негативной Эдиповой позиции на позитивную, является способность маленькой девочки заменить желание иметь пенис, или настойчивое убеждение в том, что он у нее есть, на желание иметь ребенка. Фрейд пишет:" ...теперь же либидо девочки переходит- можно сказать, в соответствии с предначертанным символическим равенством: пенис= ребенок - в новую позицию. Она отказывается от желания иметь пенис ради того, чтобы поставить на его место желание иметь ребенка, и с этой целью делает отца объектом своей любви. Мать становится объектом ревности, девочка превратилась в маленькую женщину ". (" Следствие анатомической различия полов ").

Таким образом, маленькая девочка достигает позитивной Эдиповой позиции, от которой она вновь может отказаться из-за несбывшихся желаний и фрустраций с тем, чтобы обратиться к другой. Теория классического психоанализа предполагает, что Эдипов комплекс устраняется или преодолевается благодаря не только эмпирическим факторам, например, как страх кастрации, подавление желаний, нарциссические обиды, но и биологическим факторам созревания. Они передаются по наследству и регулируют протекающее по фазам развитие влечений, которое в рамках теории либидо описывается как - оральная-анальная-фаллическая-фаллически эдипова-латентный период-пубертат-подростковый и зрелый подростковый возраст с его зрелой генитальной организацией.

Описанные конфигурации, возможные в рамках полного Эдипова комплекса, открывают, в период его разрушения множество идентификаций. Эти возможности к идентификациям ограничиваются тем, что относительная сила мужских и женских сексуальных диспозиций в значительной мере определяет каждому индивиду, какая из идентификаций- с отцом или с матерью - будет доминировать, и по этой причине окажет существенное влияние на формирование характера.

Фрейд в работе " Я и Оно " писал: "...При разрушении Эдипова комплекса, четыре содержащихся в нем стремления сложатся таким образом, что из них получится одна идентификация с матерью и одна с отцом. Идентификация с отцом удержит объект-мать, позитивного комплекса и одновременно заменит объект-отца обратного комплекса. Нечто подобное имеет место при идентификации с матерью. В различной силе выражения обеих идентификаций отразится неравенство обеих половых задатков". Предполагается, что у мальчиков Эдипов комплекс разрушается довольно резко. У девочки, напротив, это происходит менее радикальным и драматическим образом. Типичным для нее является постепенное освобождение от комплекса или медленное его вытеснение. Это приводит к тому, что во взрослом возрасте следы Эдипова комплекса у женщин выражены ярче и сохраняются дольше, чем у мужчины.

Для теории и для терапии имеет значение, каким образом комплекс преодолевается, то есть, доминирующие механизмы защит, идентификации, судьба мастурбации, тип борьбы с мастурбацией. В связи с тем, что генитальный импульс либидо к пяти годам становится самым мощным из всех предшествующих толчков инстинкта, а конфликт,- эдипов комплекс, является самым сложным и травматическим, то возникает максимальная поребность компенсировать эту травму путем интроекции фрустрирующих объектов.

Один из трех психических компонентов, участвующих в формировании личности, которые Фрейд описал в " Я и Оно ", -это Супер-Эго. Супер-Эго-это " наследие Эдипова комплекса ". Одна из важнейших функций Супер-Эго заключается в том, чтобы контролировать, цензурировать и сублимировать сексуальные и агрессивные импульсы, являющиеся неотъемлемой составной частью эдиповой фазы. Таким образом, принятые человеком ценностные нормы и идеальные представления, которые он усвоил в процессе воспитания, не позволяют человеку преследовать первоначальную цель влечения.

К инстанции Супер-Эго Фрейд причислил, наряду с совестью и самонаблюдением, также Идеал-Я. Один идеал, так называемый Я-Идеал представляет собой то, что ребенок перенял в качестве норм поведения от родителей, а в дальнейшем, от учителей. Это-все запреты, все представления о грехе, дурном и злом, а также все добродетели, например, вежливость или даже любовь к врагу. Это, главным образом, массивные, глубоко усвоенные представления о том, что "угодно",в Германии, например, это, в первую очередь-послушание, присущее подчиненному, на Кавказе- уважение к старикам и т.д. Другой идеал- Идеал-Я, представляет то, что ребенок развивает в качестве идеальных желаний в отношении своей персоны или фантазий об идеальной матери и идеальном отце.

Особенно выразительными остаются мечты о всемогуществе, то есть совершенстве, о родителях, которые могут и знают все, понимают и терпят все. Такие мечты о совершенстве, в качестве идеальных представлений воздействуют в дальнейшем на развитие собственной жизни и становятся причиной ощутимого чувства неполноценности, недостаточности и вины и приводят к тому, что реальные способности остаются незамеченными и неоцененными.

К Идеалу-Я относятся все уловки-слезы или достижения-с помощью которых ребенок обучается добиваться своего от родителей. Здесь может произойти слияние Идеала-Я и Я-Идеала, а именно, когда уловки ребенка в точности соответствуют представлениям родителей о хорошем поведении и когда подобные требования постоянно ставятся перед ребенком. Наиболее типичным в таких случаях является стремление к достижениям. Супер-Эго соотносится и с инстинктивной жизнью и с функциями Эго.

Супер-Эго соотносится также с внешним миром, с приспособлением к окружению, и прежде всего, к нормам общества, которые родители воспринимают как должное для себя, и со своего рода, культурой, или говоря иначе, с общественной системой.

Фрейдовская идея Супер-Эго постоянно находит подтверждение и со стороны представителей общественных наук. Супер-Эго содержит все связанные с изменениями Эго представления, воспоминания и аффективные установки-так называемые, интроекты, имаго или интернализации. Супер-Эго образуется из страха возмездия или утраты любви и, по своей организации, выступает в качестве защиты Эго от внешнего мира. Эго приспосабливается именно для того, чтобы избежать наказания, мести, унижения или утраты любви.

Таким образом, человек создает в себе цензорскую инстанцию в форме представлений о ценностях и обязанностях, стремящихся воспрепятствовать воздействию всех тех побуждений, которые подвергают человека угрозе оказаться нелюбимым. Тем самым, Супер-Эго выступает в качестве защиты от всяких неприятных переживаний, особенно от тех, что связаны с самостоятельностью и ответственностью. Соответственно, человек ориентируется на то, что "принято".

Следствием этого, однако, оказывается не только хорошо функционирующее, традиционное сознание в коллективе или в группе, но и ущерб для свободы и творчества, ограничение жизни, и нередко, как результат, серьезные расстройства и болезнь. Поэтому, в клинической работе неотъемлемой частью считается не только исследование судьбы влечений, защитных функций Эго, объектных отношений, но и исследование функций Супер-Эго.