II.3.Кляйнианский подход к Эдипову комплексу.
В 1927 году М.Кляйн выдвинула постулат, что существуют ранние стадии Эдипова конфликта. Проблема определения верной даты появления эдиповых импульсов у ребенка остается в центре внимания аналитиков. Кляйн полагала, что Эдипов комплекс появляется в тот момент, когда маленький ребенок способен постигать родителей как "целостные объекты ", а не частичные. Это раннее образование Эдипова комплекса коррелирует с переходом ребенка из параноидно-шизоидной к депрессивной позиции, которая манифестирует примерно к 4 месяцам жизни ребенка.
Основным событием депрессивной позиции является момент осознания матери, как человека. Далее ребенок начинает воспринимать и других людей, прежде всего отца, и уже этим закладывает фундамент Эдипова комплекса. Собственно говоря, Эдипов комплекс относится к депрессивной позиции, т.к. он определяется ее развитием и со своей стороны влияет на то, какими будут ее последствия для ребенка. Хотя ребенок воспринимает существование двух человек-отца и матери, он все-таки не полностью их разделяет. Сначала он осознает лишь их сочетание, причем каждый из них содержит в себе свойства другого. В своей матери ребенок может видеть отца, точнее его пенис, а в отце-грудь матери.
В середине первого года жизни восприятие ребенка еще крайне неопределенно и недифференцировано. В дальнейшем, эта комбинированная фигура родителей продолжает играть важную роль в защитных механизмах, связанных с эдиповыми проблемами.
Как только родители начинают восприниматься более дифференцированно, и как существующие отдельно, ребенок осознает отношения между ними- в результате возникает чувство ревности, зависти и того, что он - исключен из этих отношений.
В этих постоянных отношениях между родителями, ребенок видит обмен вещами, причем теми вещами, на которые он сам претендует. Поэтому он настроен к ним враждебно и воспринимает отношение к себе, как плохое. В их отношениях он видит не просто, что они делают между собой, а поступки, направленные против него. Из-за враждебности, он нападает теперь на них обоих, и т.к. в этой фазе доминирует интроекция-интроецирует их, как нечто плохое, им разрушенное. Его депрессивные страхи усиливаются, т.к. он должен справиться теперь с чувством того, что внутри него не просто находится разрушенная грудь,а он интроецирует разрушенных родителей(или их коитус).
Любой ребенок, с самого раннего детства, на бессознательном уровне знает о существовании половых органов-пениса и вагины. И он видит в отношениях родителей, прежде всего, половой акт, который наделяет чертами его собственных влечений.Он воспринимает половые органы, как обладающие свойствами других органов. Так пенис может быть чем-то съедобным, вагина - ртом. В связи с этим, продукты жизнедеятельности ребенка так же приобретают необычные качества: моча становится тем, что оплодотворяет, фекалии - маленьким ребенком; даже то, что делается родителями, наделяется подобными свойствами.
Фрустрация, которую испытывает ребенок из-за отношений его родителей и своего чувства, что он исключен из них, вызывает у него огромную боль и порождает острое чувство ненависти. Поэтому он нападает на родителей всеми доступными средствами (орально, мышечно, уретрально, анально).В результате осознания отношений между родителями, уже произошедшая интернализация материнской груди оказывается в конфликте между чувствами любви и враждебности.
Когда ребенок совершает нападения на родителей, вместе с разрушением родителей, он воспринимает разрушенной также и грудь, и депрессивные тревоги становятся еще более интенсивными. Т.е., очень ранние эдиповы чувства ревности, прежде всего к родительскому объединению, провоцируют ряд атак, которые кульминируют в нападении на первичный объект - на мать и влекут за собой страх ее полной потери. Эти крайне интенсивные чувства являются ответом ребенка на отношения между родителями, и ребенок, в конечном итоге, защищается не только с помощью нападений, но и использует все имеющиеся в его распоряжении средства -от приобретенных в шизоидно-параноидной позиции, до маниакальных защит. Он пытается расщепить родительскую пару, идеализируя одного родителя и проклиная другого.
Из-за бурных проявлений любви и ненависти по отношению к одному или другому родителю, эта фаза во многом напоминает настоящий Эдипов комплекс, который в своем полном значении проявится позже. Однако нынешняя ситуация, в силу своей крайней полярности, которая объяняется, как расщеплением, так и быстрой сменой ролей родителей, показывает, что Эдипов комплекс уже рядом. Еще одна форма расщепления заключается в разделении между малоценными, сексуальными и идеальными, асексуальными родителями.
Благодаря проективной идентификации ребенок может вообразить, что был участником коитуса родителей или мог на него влиять. Маниакальные защиты всегда активизируются для того, чтобы защитить ребенка от плохих чувств, они регулируют его страхи и приводят к постепенному появлению более хороших чувств. Если любовь доминирует над агрессией, ребенок может нивелировать свою зависть и ревность, тогда он способен воспринимать позитивные качества родительской пары, ценить их отношения между собой и к нему. Если ему удается интроецировать эти позитивные отношения между отцом и матерью, то это означает увеличение силы Я.Чем прочнее и глубже интернализация хороших объектов, тем яснее и отчетливее ребенок воспринимает личность и функции каждого родителя.
Благодаря наличию сиблингов, отношения ребенка уже не ограничиваются родителями. По мере закрепления и центрирования его влечений вокруг генитальной зоны, любовь и его стремление к родителю противоположного пола одной стороны, и ревность к родителю одного с ним пола-с другой-также становится более четким. В результате он начинает переживать последнюю, основную стадию Эдипова комплекса.
Первый объект и для девочки и для мальчика один и тот же - мать, и прежде всего, ее грудь. Позднее дети обоего пола, фрустрированные отлучением от груди, обращаться к отцу, т.е., в первую очередь- к отцовскому пенису, который должен заменить фрустрирующий объект и дать оральное удовлетворение. Для девочки эта переориентация представляет собой гетеросексуальный опыт, который создает основу всех будущих сексуальных отношений. Но сначала должна быть также фрустрирована и эта ориентация на отца. Девочка снова обращается к матери, но на этот раз, скорее, уже из мужской позиции, т.к. она уже интроецировала пенис отца. Она хочет стать сексуальным партнером матери, и теперь рассматривает отца, как соперника-это инвертированная Эдипова ситуация. Часть фантазий об интроекции пениса подкрепляется анальными ощущениями, когда фекалии воспринимаются как пенис. Желание оттеснть отца и занять его место в качестве партнера матери не реализуемо. После этой новой фрустрации девочка опять обращается к отцу, и так продолжается до тех пор, пока не наступит кульминация Эдипова комплекса.
У мальчика дело обстоит несколько иначе, т.к., благодаря его первому объекту-матери, его сексуальное развитие имеет гетеросексуальное направление. Позднее, он, как и девочка, под воздействием фрустрации, обращается к пенису отца, и тем самым оказывается в гомосексуальной позиции. Если возникающие в этой ситуации враждебные чувства не слишком интенсивные, то это приводит к усилению Я, так как интернализация отцовского пениса означает для мальчика возрастание доверия к себе, что, в свою очередь, конструктивно влияет его отношение к матери. Долгий путь развития от оральной установки, через уретральную и анальную к генитальной является сложным и все в нем взаимосвязано.