Список статей

ТЕОРИЯ ВЛЕЧЕНИЙ, ТОПИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, ЭДИПОВ КОМПЛЕКС

1.2.Теория влечений, топическая теория, Эдипов комплекс.

Благодаря собственному самоанализу, анализу сновидений пациентов и своих собственных, работы с истериками, Фрейд пришел к коренному изменению его взглядов на функционирование психического аппарата. Фрейд пришел к выводу, что мнимые "воспоминания" его пациентов о фактических событиях - сексуальном совращении- на самом деле были воображаемым исполнением их желаний.

С клинической точки зрения это означало отказ от гипотезы актуальности сексуального совращения и явного смещения интереса Фрейда к роли сексуальных представлений- желаний, а также осознанных и неосознанных фантазий пациентов об исполнении желаний.

Основная задача психического аппарата, как представлял Фрейд, - это овладение влечениями, то есть, их сдерживание. При этом внешняя реальность обычно принималась в расчет сточки зрения того, в какой мере она позволяла удовлетворить влечения в той или иной форме. Первый опыт систематической разработки теории влечений представлен в работе Фрейда " Три очерка по теории сексуальности. "Теория влечений имеет для психоанализа основополагающее значение.

Несмотря на враждебное отношение бывших приверженцев Фрейда- Ранка, Адлера, Юнга, Штеккеля- она заняла центральное место в теории психоанализа. Цизе пишет: "... и по сей день, после бурного развития Эго-психологии, психоанализ усматривает во влечениях первопричину всех психических процессов". С этого времени психоаналитическая теория навсегда осталась, в первую очередь, теорией влечений. На протяжении всей жизни Фрейд надеялся на то, что со временем удастся доказать, что в основе влечений лежат биологические процессы. Однако, психоаналитические исследования феномена влечений с самого начала сосредоточились на тех проявлениях влечений, которые зримо отражались на психическом состоянии: в области бессознательного их выражением служили эмоции и представления. Прежде чем производные влечений, в виде компромисса, получат доступ к сознанию, видоизменяясь, в соответствии с требованиями здравого смысла и культурных норм, происходят дополнительные трансформации, динамику и экономику которых, Фрейд и рассматривал с топической точки зрения. Энергия влечений мыслилась как количественный показатель и аналог физической энергии.

Сначала, в своем "Проекте научной психологии", Фрейд не вводит понятия влечения, а в качестве количественного показателя фигурирует степень нервного возбуждения. Далее, сформулировав понятие влечения, Фрейд рассматривал возбуждение, вызванное раздражающим импульсом, как " провокационный вызов психике", на который она отвечает в соответствии с общей тенденцией к сохранению, по мере возможности, неизменного уровня напряжения. Энергия влечений, как в ее нормальных, так и в патологических проявлениях, рассматривается с тех пор в качестве важнейшего мотивационного фактора поведения детей и взрослых. Благодаря " Трем очеркам по теории сексуальности ",детская сексуальность, как одна из основополагающих гипотез, стала основной частью психоаналитической теории. Таким образом, понятие энергии влечений лежит в основе, как теории влечений и ее составляющих, в частности, теории либидо, так и метапсихологии в целом. Теория влечений, в окончательном виде изложенная в работе " Очерк психоанализа ", занимает центральное положение в мировоззрении Фрейда. С теорией влечений бесчисленными нитями концептуально связана не только метапсихология, но и теория развития и лечения, концепция терапии, но и даже культурологические теории, основанные на предположении о том, что культура является результатом преодоления влечений. Поэтому теорию влечений можно с полным правом назвать фундаментом фрейдовского психоанализа, разрушение которого неизбежно повлекло бы за собой крушение всего здания терапии. Как только была создана теория сексуальных драйвов, они были признаны Фрейдом источником мотивирующей силы или психической энергии, принадлежащей бессознательному.

В рамках топографической модели психического функционирования предполагается, что элементы бессознательной системы- это ментальные репрезентации и производные сексуальных драйвов, а психическая энергия, связанная с этими производными- сексуальная психическая энергия, или либидо. Деятельность бессознательного- это результат либидинозного напряжения, и направлена она на удовлетворение сексуальных желаний индивида.

К 1910 году Фрейд четко сформулировал понятие Эдипова комплекса, хотя размышлял о нем уже в цитированном выше письме к Флиссу от 1897 года и в работе " Толкование сновидений ", в 1900 году. Для Фрейда и его последователей Эдипов комплекс стал краеугольным камнем психоаналитической теории и понимания невротических конфликтов и психопатологии. Он понимался, и понимается до сих пор, как универсальный феномен, с которым приходится сталкиваться человеку.

Эдипов комплекс имеет одинаково большое значение для обоих полов и включает характерное сочетание инстинктивных влечений, целей, объектных отношений, страхов и идентификаций, универсально проявляющихся на пике фаллической фазы и сохраняющих свое организующее значение на протяжении всей жизни.

Эдипов комплекс считается ядром всех психоневрозов, так как в рамках теории либидо полагается, что максимальная психическая травма, максимальный психический конфликт должен происходить, когда биологически детерминированный ряд инфантильных толчков либидо приближается к его биологически предопределенному завершению.

Если бы не было латентного периода, если бы инфантильная сексуальность перешла бы немедленно во взрослую форму и могла бы быть способной к немедленному удовлетворению на взрослых объектах или фрустрироваться взрослыми объектами, то ситуация в развитии психического аппарата человека, могла бы быть другой. Но так как есть ситуация эдиповой фрустрации, то именно она рассматривается в классической теории, как самая мощная эмоциональная травма.

Это следует из того факта, что инфантильный генитальный импульс между третьим и шестым годами жизни, является последним, самым мощным и наиболее сложным из всех инфантильных драйвов. Никакое новое первенство инфантильного либидо не развивается для того, чтобы смещать психическую энергию на новый источник. Это развитие определено биологически. Поэтому эдипова ситуация, как ее описал Фрейд, является истинно центральной позицией психического развития: ее контроль, овладение ею и сублимация - составляют основные запрещающие и конструктивные задачи, которые Супер- Эго налагает на Эго.

В своей полностью сформировавшейся форме (полный Эдипов комплекс) он представляет собой ориентированный на объект тригональную констелляцию, которая кристаллизуется уже в раннем детстве(между 2 и 5 годами).В этой фазе(фаллический период) ребенок стремится к сексуальному единению с одним из родителей и одновременно чувствует соперничество, а иногда желание смерти другому родителю.

В рамках полного Эдипова комплекса, в классическом психоанализе, проводится различие между его позитивной и негативной формами, причем предполагается, что в процессе развития и мальчики и девочки переходят от одной формы к другой и обратно. В своей позитивной форме комплекс представляет собой не что иное, как сексуальное, генитально акцентуированное влечение по отношению к родителю противоположного пола и желание смерти родителю того же пола.

В связи с присущей ребенку амбивалентностью и потребностью в защите, наряду с позитивным Эдиповым комплексом существует, так называемый, негативный Эдипов комплекс, то есть, ребенок желает, также, сексуального единения с родителем своего пола, и в связи с этим, проявляет соперничество с родителем противоположного пола.