Глава II.Эдипов комплекс в современном психоанализе.
II.1.Эдипов комплекс и миф об Эдипе.
Софокл описал миф в драме " Царь Эдип ".Этот миф рассказывает о фиванском царе Лае, которому оракул предсказал, что он будет убит своим, еще не рожденным, сыном. Когда царица Иокаста родила сына, царь велел отвезти ребенка в горы и оставить его там, чтобы он погиб. Случилось так, что ребенка нашел пастух и отнес его царю Полибосу, который усыновил мальчика. Эдип вырос и юношей покинул Коринф. На перекрестке дорог он повстречался со своим отцом Лаем. Они поспорили о том, кому пройти первым, в результате чего Эдип убил царя Лая-своего отца .
На пути в Фивы он повстречал Сфинкс, преграждавшую дорогу в город и требовавшую от всякого путника разгадать загадку. В случае неудачи путник умирал. Эдип разгадал загадку и Сфинкс умерла. В знак благодарности Фивы отдали престол царя Эдипу, и он стал мужем Иокасты. Боги не смирились с кровесмешением, даже неосознанным, и послали на Фивы тяжелые болезни.
Для того чтобы избавиться от мора, следовало, как предсказал оракул, найти убийцу Лая.
В пьесе Софокла, Эдип, клянется раскрыть преступление для спасения города. Он узнает, что убийца , это он сам, и что его жена Иокаста является его же матерью. Финал драмы Софокла трагичен. Иокаста - вешается, а Эдип-выкалывает себе глаза заколкой от ее хитона. При описании Эдипа обращался к довольно поздней эллинистической версии мифа об Эдипе-трагедии Софокла. Он уделял внимание лишь определенным фрагментам трагедии- в соответствии с которыми находится его теория.
В связи с подобной выборочной интерпртацией, пролог трагедии и предыстория родителей Эдипа оказались не исследованы в рамках фрейдистской доктрины. Деверо одним из первых указал на то, что при прочтении трагедии Фрейд придал исключительное значение инцестуозным и агрессивным импульсам ребенка и не рассматривал роль родителей в семейных Эдиповых отношениях.
Деверо считал, что Фрейд придерживался типичного для родителей ХIХ века невысокого мнения о детях. Психоаналитики после Фрейда подчеркивали грех самого Лая- высокомерное богохульство, что и повлекло на него столь ужасную судьбу. Юный наследник фиванского трона-Лай, бежал от деда узурпатора. Во время странствий он находит пристанище у царя Пелонса. Когда Лай похитил и развратил незаконного сына Пелонса, его бывший хозяин потребовал мести за поругание гостеприимства и покровительства. Вместе с Зевсом и Герой, Пелонс проклял Лая за поругание священных ценностей. Они обрекли Лая его судьбе - быть убитым своим сыном и уступить ему свое место на супружеском ложе.
Тот факт, что Фрейд упустил это в своем пересказе, могло привести его последователей к переоценке положительных Эдиповых элементов драмы и конфликта, не принимая во внимание гомосексуальные мотивы и импульсы к убийству детей.
В настоящее время подход, основанный на представлении об исключительном значении детских импульсов, кажется тенденциозным, на что указывал Эйсслер и Рэнджелл. Росс привел примеры, которые ясно демонстрируют, что почти все мужчины в пору отцовства проявляют регрессивный потенциал и готовность к агрессивным действиям. Их агрессивные и патологические фантазии реализуются в виде непосредственных действий с ребенком, и прежде всего, с сыном. Пассивным выражением этих фантазий становится отсутствие отца-это почти вездесущая проблема.
По мнению Ван дер Стеррена, эдипова ненависть мальчика к отцу представляет собой лишь самый верхний очевидный эмоциональный слой этой истории, под которым скрывается более сильная ненависть к матери. Миф рассказывает о том, чтобы Иокаста захотела, чтобы Лай уничтожил ее сына и впоследствии, она вышла замуж за выжившего сына-Эдипа, не заботясь о соблюдении табу на инцест. В контексте современных представлений о межличностном взаимодействии, следует принимать во внимание диалектику фантазий и импульсов родителей и ребенка, рассматривая Эдипов комплекс, как производное бессознательных интерактивных процессов, которые не выражаются вербально в общении ребенка и родителей.
Таким образом, средоточием сексуальных и агрессивных желаний становятся скорее родители. Несмотря на то, что ребенок испытывает психосексуальное влечение к родителям, сексуальный и агрессивный характер, отношения приобретают именно по вине родителей. Например, Лай, с современных позиций,- это прототип плохого отца. В младенчестве он тоже был брошен на произвол судьбы. Его отец- фиванский царь, умер, когда Лаю исполнился год. На трон претендовал его дядя, и поэтому Лай был изгнан и ему пришлось скитаться по Греции, прежде, чем ему удалось вернуться в Фивы и стать царем. Согласно Россу, Лай обладал теми чертами характера, которые современные аналитики считают следствием отсутствия отца. Для него характерны: расстройство половой идентичности, несдержанность, импульсивность, интеллектуальные проблемы и патологический нарцизм.
Вот что пишет В.Мертенс: "...Если не принимать во внимание пролог трагедии об Эдипе, то история эта может показаться загадочной и совершенно необъяснимой. Такой способ прочтения позволяет трактовать это произведение как аллегорию взаимоотношений поколений, как историю о роковой череде разочарований, обид и недоразумений, которые разлучают отца и сына и влекут за собой трагедию.
Однако стоит ли сбрасывать со счетов деяния Лая и Иокасты, чьи полномочия и разум нельзя сравнить с возможностями ребенка? Если рассматривать миф об Эдипе как психоаналитическую аллегорию, то речь в нем идет не только о фантазиях мальчика в возрасте 4-5 лет, но также о пагубном влиянии дурного отцовства и материнства на последующие поколения".Несмотря на всю значимость дополнений, внесенных терией объектных отношений и селф-психологией в концепцию Эдиповых представлений, аффектов и ипульсов, характерных для родителей, едва ли целесообразно игнорировать потребности самого ребенка.
С точки зрения динамики семейных отношений, ребенок с малых лет сталкивается с эдиповыми фантазиями родителей и вынужден на них реагировать; с точки зрения психологического развития, собственные эдиповы импульсы возникают у ребенка лишь спустя несколько лет.