Список статей

МОДЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО АППАРАТА И ЭДИПОВ КОПЛЕКС

Введение

Любое глубокое изучение психоанализа начинается с осмысления работ его основоположника - З.Фрейда и его последователей. Классическая теория неврозов, базирующаяся на теории влечений и теориях психического аппарата, рассматривает Эдипов комплекс, как ядерный конфликт, лежащий в основе всех психоневрозов. Эдипов комплекс датируется возрастом от 2 до 5 лет в развитии ребенка, когда начинают доминировать фаллические генитальные импульсы. Иной точки зрения на дату возникновения, так называемой Эдиповой ситуации, придерживается М.Кляйн и ее последователи, которые тесно увязывают понятие Эдиповой ситуации и Эдипова комплекса, с так называемой, депрессивной позицией. Колебания между шизоидно-параноидной и депрессивной позициями и прохождение Эдипова комплекса, по мнению кляйнеанцев, неразрывно связаны. Прояснению этих двух подходов - фрейдистского и кляйнианского к концепции Эдипова комплекса - и посвящено данное исследование.

Гипотеза исследования состоит в том, что более глубокое и всестороннее изучение концепции Эдипова комплекса с точки зрения классического и современного психоаналитических подходов будет служить цели более эффективной тактики и стратегии психоаналитической психотерапии в лечении невротиков и более нарушенных пациентов.

Объектом исследования является определенная психическая констелляция, включающая в себя бессознательные и сознательные влечения, защиты, объектные отношения и соответствующие тревоги, связанные с треугольной ситуацией- ребенок- родители.

Предмет исследования составляет психоаналитическая отечественная и зарубежная литература.

Основной целью исследования является глубокое изучение основных психоаналитических подходов к понятию "Эдипов комплекс".

Задачи работы:

1.Обзор теорий психического функционирования и место Эдипова комплекса в рамках теоретических построений З.Фрейда.

2.Кляйнинские и современные посткляйнианские представления, связанные с Эдиповой динамикой.

3.Клинические примеры посткляйнианских походов к Эдипову комплексу.

Методической основой работы явился теоретический анализ доступной психоаналитической литературы (отечественной и зарубежной).

Теоретическая значимость работы состоит в том, данное исследование может быть использовано студентами психологических и психоаналитических институтов, для более детального изучения генеза психоневрозов и психопатологий более глубокого уровня.

Глава I. Модели психического аппарата и Эдипов комплекс.

1.1. Исследования истерии и Эдипов комплекс.

В 1885-1886 годах З.Фрейд, совместно с Йозефом Брейером публикуют знаменитый труд "Очерки об истерии", где они изложили свои представления об этиологии истерических расстройств. Теоретические построения Фрейда являлись попыткой систематизации и обобщения клинических расстройств и разработки моделей, которыми можно было бы психологически описать и объяснить как нормальные, так и патологические явления.

Позднее, в 1972 году, Сандлер, совместно с Холдером и Дэйером, ввели термин "аффективная травма", в качестве системы соотносительных понятий, для этой, самой первой психоаналитической модели психики.

Психический аппарат способен справиться одновременно лишь с определенным количеством возбуждения(психической энергии). Эта способность зависит от уровня развития и степени зрелости психического аппарата. Если на него обрушивается слишком большое количество аффективной энергии, то возникает опасность, что он не сможет адекватно ее связать.

В детстве психический аппарат подвергается угрозе того, что его захлестнет неожиданная волна возбуждения, то есть, энергии, которой он не в состоянии управлять, и которую не способен адекватно канализировать. Такое состояние называется "психической травмой". Фрейд предложил рассматривать актуальные травмы, то есть, состояние капитуляции психического аппарата перед наплывом психической энергии, в виде непосредственной реакции на реальную ситуацию, и ретроактивные травмы, которые отличаются от актуальных временным отношением к внешнему раздражителю. При травмах такого рода, следы памяти в психическом аппарате уже отнесены к некоторому прошедшему событию. Такие травмы всегда связываются с событиями, которые, хотя и переживались с возбуждением, однако, в тот момент, когда они произошли, не воспринимались, как травмирующие. Однако, воспоминания о таком волнующем событии, могут вызвать травму впоследствии, когда оно оживает в связи с другим событием, которое ассоциативно с ним связано. Возникающая вслед за этим травма заключается в захлестывании психического аппарата возбуждением, вновь вызванным этой связью, и сильными аффективными реакциями - стыдом, отвращением, чувством вины и страхом. Возникает конфликтная ситуация, так как то, что раньше было приемлемо и Эго не было захвачено аффектом, теперь вызывает мощную аффективную реакцию на воспоминание.

Рассуждая об этиологии истерии Фрейд пишет:"...Событие, которое субъект бессознательно хранил в памяти, - это предсознательное переживание сексуальных отношений, которое сопровождалось актуальным возбуждением гениталий, а оно, в свою очередь, является следствием сексуального преступления, совершенного другим человеком; возраст же, в котором произошло это повлиявшее на судьбу событие - самая ранняя юность, то есть, период от восьми до десяти лет, когда ребенок еще не достиг сексуальной зрелости... Воспоминание об этом действует, однако, так, словно речь идет об актуальном событии".

В мае 1896 года Фрейд выступил с речью перед Венским обществом психиатров и неврологов на тему" Этиология истерии".Это выступление было стречено ледяным молчанием уважаемой венской профессуры.

В 1897 году, в сентябре, Фрейд пишет письмо своему другу В.Флиссу, в котором он приводит ряд доводов, что сообщения о насилии, часто рассказываемые ему взрослыми истеричными пациентами являются вымыслами, которые возникают от оставшихся в памяти психических травм, полученных в детстве. Фрейд пришел к такому выводу исходя из того, что: 1.Он испытывал многочисленные разочарования в своей неспособности довести анализы до полного завершения;

2.Его изумления по поводу того, что все отцы его пациенток проявляли склонность к сексуальным домогательствам, и если бы это было действительно так, тогда такое поведение должно было бы встречаться гораздо чаще, а не только при истерии;

3.Ясное понимание им того факта, что в бессознательном нет критерия реальности, поэтому истина там не отличается от эмоционального вымысла; 4.Соображения по поводу того, что подобные воспоминания никогда не возникают в бредовых состояниях даже при самых тяжелых психозах.

В 1914 году Фрейд писал: "...если истерики указывают на вымышленные травмы, как на причину симптомов болезни, то сущность этого нового факта сводится к тому, что они фантазируют о таких сценах, и поэтому необходимо считаться с этой психической реальностью так же, как и с практической". С помощью осознания этого факта Фрейд подошел к фундаментным открытиям: теории психологии сновидений, детской сексуальности и Эдипова комплекса. Признав истерические симптомы у себя и у членов своей семьи, Фрейд вступил в длительный период интенсивной интроспекции, назвав ее - самоанализ. В знаменитом письме В.Флиссу от 15 октября 1897 года Фрейд описывает свои открытия следующим образом:"...Быть совершенно искренним к самому себе- полезный опыт. Мне пришла на ум одна всеобъемлющая мысль. Я обнаружил и у себя влюбленность в мать и ревность к отцу и считаю их теперь типичными переживаниями детства... Если так оно и есть, то можно объяснить, почему царь Эдип, вопреки всем доводам разума, обращенным против рокового пророчества, имеет столь притягательную силу, а дальнейшая его участь оказалась столь жалкой... Всякий зритель в глубине души некогда воображал себя таким Эдипом".

Насколько можно судить по имеющимся сведениям, Фрейд намного раньше заинтересовался античным образом царя Эдипа и даже отождествлял себя с этим персонажем. Об этом свидетельствует переписка Фрейда с Флиссом. Будучи молодым человеком 28 лет, Фрейд сообщил своей невесте Марте Бернайс об уничтожении своих записей.

Задолго до рождения психоанализа и обретения всемирной известности, Фрейд поделился со своей возлюбленной соображениями по поводу " становления героя ". И героем, который, вероятно, мерещился Фрейду, был не кто иной, как Эдип,- пишет Мертенс.